Все, что нужно знать о Cosmoscow 2018

В этом году помимо передового современного искусства в ней впервые начали показывать и предметы дизайна. Сегодня, 7 сентября, для публики в Гостином дворе открылась ярмарка современного искусства Cosmoscow, она продлится три дня. Рассказываем о всех важных нововведениях и ярких предметах искусства этого года. 

На этот раз здесь собраны стенды 70 галерей из Москвы, Воронежа, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Софии, Риги, Варшавы, Брюсселя, Тбилиси, Осло и других городов. Новая, шестая по счету версия Cosmoscow, единственной ярмарки современного искусства, проходящей на территории России, выглядит бодро и действительно современно. Главная мировая тенденция последних лет — публика все меньше ходит в галереи современного искусства и не так активно посещает постоянные коллекции музеев. 

Все, что нужно знать о Cosmoscow 2018

Несмотря на то, что мы призываем больше ходить именно в музеи и поддерживать галереи современного искусства уж если не рублем, так хотя бы вниманием, Cosmoscow — это то событие в жизни Москвы, которое не стоит пропускать. Это отчасти происходит благодаря активному развитию программ международных арт-ярмарок, которые теперь есть, кажется, в каждой мировой столице, а также потому, что там любой желающий может увидеть срез лучшего, по мнению галеристов, искусства всего за один день или даже пару часов. И вот почему. 

Самые яркие стенды

Возможно, причиной тому стала введенная в прошлом году премия за лучший стенд и каждый из участников хотел выделиться на фоне коллег и конкурентов. Большая часть представленных на ярмарке передовых галерей на этот отошла от привычного формата скучной шпалерной развески в пользу ярких и запоминающихся стендов, которые соединили разнокалиберную живопись, скульптуры, "кабинки" для просмотра видео. L. Если в 2017-м приз за лучший стенд достался московской галерее Fragment, то в этом экспертный совет и жюри ярмарки выбрали сразу два стенда — воронежской галереи H. M., которая представила работы художников Ивана Горшкова и Кирилла Савельева, и московской Osnova, выставившей на стенде крупные двухметровые абстракции Хеннинга Штрассбургера и работы российского художника Яна Гинсбурга, поработавшего с наследием Кабакова.    A.

Стенд галереи H.L.A.M.

L. Стенд галереи H. M. A.

Так, у Galerie Iragui и АРТ4 они стали лимонного цвета, в дополнение к которым у последней появился большой стеганый диван — на нем расположились вязаные скульптуры-игрушки Вовы Перкина в виде одной из главных героинь его рисунков, "Броколля", веселой мультипликационной капусты-брокколи.  Некоторые из галерей решили отказаться от привычного пространства "белого куба" и выкрасили свои стены в привлекающие внимание цвета.

Стенд галереи Osnova.

Стенд галереи Osnova.

Разномастными скульптурами привлекают внимание стенд галереи Artwin (здесь стоит остановиться, чтобы рассмотреть работы Анны Титовой), на тотальную инсталляцию похож стенд санкт-петербургской галереи Anna Nova (соединившей живопись Александра Дашевского на сложных или многосоставных холстах и скульптуры Дениса Патракеева), "Галереи 21" (превратившей центр стенда в подиум с хранением "растительных" работ Елены Ковылиной, вокруг которого развешены эпичные полотна Владимира Дубосарского) и галереи дизайна The. У Галереи имени братьев Люмьер голубые стены выгодно оттеняют черно-белые фотографии. К Erti Gallery и One Monev стоит зайти, чтобы посмотреть на видео-арт.  Dot.home, которая разрабатывает и создает коллекции предметов дизайна и декоративного текстиля в сотрудничестве с художниками, работающими в разнообразных художественных стилях и техниках.

Стенд галереи имени Братьев Люмьер.

Стенд галереи имени Братьев Люмьер.

Стенд галереи АРТ4.

Стенд галереи АРТ4.

Стенд галереи Galerie Iragui.

Стенд галереи Galerie Iragui.

Маленький кинотеатр

Пушкина, который на ярмарке представляет свою коллекцию искусства новых медиа. Музеем года по версии Cosmoscow в этот раз стал Государственный музей изобразительных искусств им. Они были переданы Пушкинскому Фондом поддержки современного искусства Cosmoscow. Его приобретением музей занимается в рамках проекта "Пушкинский XXI" и уже обзавелся замечательными произведениями российских и мировых художников, к примеру, классика медиаискусства Йонаса Мекаса, одного из основоположников видеоарта в Италии Фабрицио Плесси и
одного из основателей видеоарта в Норвегии Марианне Хеске, а также пятью работами художника года Cosmoscow Таус Махачевой. Все можно посмотреть в своеобразном миникинотеатре — стенде музея. 

Провмыза. Вечность. 2011. Одноканальная видеоинсталляция ©ГМИИ ИМ. А.С. Пушкина. Работа приобретена при поддержке Mail.ru Group.

Вечность. Провмыза. Одноканальная видеоинсталляция ©ГМИИ ИМ. 2011. Пушкина. А.С. Работа приобретена при поддержке Mail.ru Group.

Таус Махачева (род. 1983). «Кольцевая», 2018. Инсталляция, различные медиа. Размеры варьируются. Скульптор: Алексей Селиванов. Каменщик: Сергей Соловьев.

1983). Таус Махачева (род. Инсталляция, различные медиа. «Кольцевая», 2018. Скульптор: Алексей Селиванов. Размеры варьируются. Каменщик: Сергей Соловьев.

Как дышать и что смотреть

На этот раз за нее совместно с куратором Марией Крамар отвечают Анастасия Карнеева и Екатерина Винокурова из консалтинговой компании в области искусства SmartArt. Каждый год на ярмарке показывают не только искусство, которое можно немедленно приобрести в коллекцию, но и удачные приобретения других коллекционеров в рамках небольшой, но всегда интересной выставки "Глазами коллекционера". Посетителям предлагается не только получать эстетическое удовольствие от просмотра произведений искусства, но и поговорить с психологом, успокоить нервы на сеансе массажа или правильного дыхания и йоги. Новый выставочный проект получил название Fomo Sapiens: здесь наряду с работами Евгения Антуфьева, Сиприена Гайяра, Филипа-Лорки Ди Корсия, Александра Повзнера, Анастасии Потемкиной, Ричарда Принса и Сергея Сапожникова появился поп-ап центр когнитивных практик и начать посещение ярмарки лучше даже именно с него. После этого погружаться в мир современного искусства должно быть намного легче, а выбирать искусство в коллекцию — проще. 

Дизайн как искусство

Так, помимо молодых и уже зарекомендовавших галерей здесь теперь получили право выставляться проекты, у которых нет постоянной площадки и выставочной программы, а также галереи, которые работают с предметами дизайна. Несколько важных нововведений на ярмарке этого года касаются и распределении сил на площади Гостиного двора. DOT.home (Кирилл Басалаев, Ольга Лященко, Татьяна Подуфалова, Александра Фалиштынская, Юлия Филимонова, Ольга Шурыгина). 
В их число вошли "Эритаж" (выставляет мебель Оливье Ганьера, Пьера Шарпэна, Давида Дюбуа, Джошуа Брунна, Филиппа Икили, Хайме Айона), "Палисандр" (Игорь Шелковский, Денис Милованов, Пьер Женнере, Ладислас Кийно, Жан Миотт), "Русский дизайн как искусство" (здесь известные художники Гоша Острецов, Recycle, Ольга Солдатова, Егор Остров, Иван Горшков, Маша Шубина и Алексей Крендель представляют свои работы — функциональные объекты, фарфор, светильники, предметы мебели и интерьера), NG Gallery, Tapis Rouge (представляющие ковры как художественные полотна), Crosby Studios (в рамках направления Re:collection основатель архитектурной и дизайнерской студии Гарии Нуриев, живущий между Нью-Йорком и Москвой, будет разрабатывать мебель и предметы декора для повседневного использования в частных и общественных пространствах) и уже упомянутая выше the.

Стенд галереи

Стенд галереи "Палисандр".

Стенд галереи

Стенд галереи "Палисандр".

Татьяна Подуфалова (род. 1981) «Без названия», 2018 Кресло: винтаж, СССР, 1960-е гг.; реставрация и льняной жаккард: the.DOT.home; вышивка 56 х 62 х 96 см © the.DOT.home

1981) «Без названия», 2018 Кресло: винтаж, СССР, 1960-е гг.; реставрация и льняной жаккард: the. Татьяна Подуфалова (род. DOT.home DOT.home; вышивка 56 х 62 х 96 см © the.

Пьер Шарпэн (род. 1962) Столик «M.C 1», 2015 Мрамор 50 х 41 x 38,5 см Сourtesy of Galerie kreo

1962) Столик «M. Пьер Шарпэн (род. C 1», 2015 Мрамор 50 х 41 x 38,5 см Сourtesy of Galerie kreo

Черный диптих

Черное небо" — так называется паблик-арт инсталляция Алексея Мартинса, который выиграл в прошлом году грант Ruinart Art Patronage. Или "Черный лес. Инсталляция состоит их двух частей, визуально идентичных, но зеркально расположенных друг относительно друга и разнесенных между собой — в начале и конце прохода между стендов галерей.  Раньше в рамках него, к примеру, известный китайский художник Лю Болин сливался с виноградниками и погребами Шампани (документацию этого проекта тоже можно увидеть на Cosmoscow, рядом со стендом автопартнера мероприятия), а теперь российский художник размышляет об экологии.

Все, что нужно знать о Cosmoscow 2018

Он и служит для художника отправной точкой при разговоре об экологии, который далек от критического или оценочного суждения. В Сибири, откуда родом Мартинс, есть специальный термин — "режим черного неба", он обозначает ситуацию, когда воздух настолько уплотнился, что повис над всеми "обитателями" этой территории как некое сталактитовое образование. Другие работы художника — огромные белые, "заснеженные" полотна с тонкими рисунками в виде нефтяных вышек, вышагивающих по бескрайним просторам полярников, лающих на Луну собак — можно найти на стенде галереи Fragment. А наиболее близок автору оказывается взгляд исследователя, пытающегося выяснить, как трансформируется картина мира при изменении окружающей среды. Несколько картин из этой серии с этого года находятся в постоянной коллекции Третьяковской галереи. 

В ней представлена выставка современного катарского искусства What We Are Made Of, проходящая в рамках Перекрестного Года культуры Катара и России 2018. Отдельное место на ярмарке Cosmoscow в этом году заняла секция партнера мероприятия Qatar Airways. Куратор выставки Рим Фадда собрал в экспозиции работы ведущих и наиболее активных катарских художников и художниц. 

Все, что нужно знать о Cosmoscow 2018

Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*