«Умная» реставрация: “Театральный дом” на Поварской



Недавно в Москве появился дом, предлагающий оптимальное решение проблемы того, как обновить город, не жертвуя его историей. Сохранение архитектурного наследия — сложная тема. О “Театральном доме” на Поварской рассказывает Евгений Владимиров.

Просто удивительно, как небольшой островок архитектурной среды, очень разной по стилю (там и русский модерн в Хлебном переулке, и храм Симеона Столпника, и классицизм XVIII века, и нео­классика начала века двадцатого), оказывается таким органичным и целостным.  Поварская — одна из самых красивых улиц в столице, в бытность студентом-архитектором я много дней провел там, зарисовывая различные фасады.

Фрагмент дворового фасада “Театрального дома”. Мотивы архитектуры русского модерна выполнены как из традиционных, так и из современных материалов.

Мотивы архитектуры русского модерна выполнены как из традиционных, так и из современных материалов. Фрагмент дворового фасада “Театрального дома”.

Место с интереснейшей культурной историей, кстати — здесь располагался в 1897-м ­Театр Немчинова, а в 1905 году Станиславский арендовал его для экспериментальной “Студии на Поварской”. Один из домов в этом районе расположен на пересечении Поварской, Хлебного и Мерзляковского переулков: четыре этажа спокойной классики в типичной для Москвы зелено-белой гамме, построенных в XIX веке Николаем Струковым и Виктором Гарт­маном. Фасады, впрочем, у дома неброские: это именно тот тип здания, не ­слишком эффектного архитектурно, который столь часто становится жертвой варварского сноса.

Фрагмент дворового фасада жилого комплекса “Театральный дом” на Поварской улице, построенного Павлом Андреевым по заказу компании “Галс-Девелопмент”.

Фрагмент дворового фасада жилого комплекса “Театральный дом” на Поварской улице, построенного Павлом Андреевым по заказу компании “Галс-Девелопмент”.

Он стал частью масштабного проекта компании “Галс-Девелопмент” по созданию жилого комплекса “Театральный дом” (в названии этом — отклик на историю места). Дому Струкова, однако, повезло. М. Реконструкция и реставрация, произведенные по проекту института “Моспроект-2 им. Посохина”, а конкретно мастерской Павла Андреева, архитектора, знающего и любящего классику и умеющего ее строить, захватили целый квартал. В. Все исторические ­фасады включенных в комплекс зданий отреставрированы группой архитекторов-реставра­торов под руководством Бориса Савина.

“Декоративные панно на фризах выполнены по специально разработанным авторским рисункам с характерным для русского модерна использованием цветочных мотивов”, — говорит архитектор Павел Андреев.

“Декоративные панно на фризах выполнены по специально разработанным авторским рисункам с характерным для русского модерна использованием цветочных мотивов”, — говорит архитектор Павел Андреев.

В них уместилось 129 квартир площадью от 67 до 270 м². Всего оказалось восемь секций, высотой от четырех до семи этажей. А в лобби дома будут висеть репродукции экспонатов из Театрального музея им. Понятно, что все они более чем комфортабельны, современный дом оснащен всеми чудесами технологии, а квартиры, оказавшиеся наверху, — это и вовсе “уникальное предложение”: в них кровлю можно сделать эксплуатируемой и устроить террасу. Бахрушина: 18 цифровых фотокопий театральных афиш XX века к постановкам произведений российской и зарубежной литературы, а также трех произведений живописи – «Зал старого дворцового театра в Вене» (Г. А.А. Кассат, 1879г.), «Спектакль в Московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II» (М. Климт, 1889 г.), «В опере» (М. Но в проекте есть еще одна изюминка, мне лично, как ценителю разнообразия и единства среды в районе Поварской, очень симпатичная. Зичи, 1856 год). Работа проделана уникальная — применена и ручная роспись, и декор по лепным формам, но выполненный из стеклофибробетона. Дело в том, что все внутренние фасады, выходящие в огромный охраняемый двор, спроектированы Павлом Андреевым заново в стиле русского модерна. Результат ошеломительный: исторический стиль возрожден к новой технологической жизни.

Фасад дома Струкова, входящий в состав комплекса, был тщательно отреставрирован. Всего в ходе работы было восстановлено 2500 м2 исторических фасадов.

Всего в ходе работы было восстановлено 2500 м2 исторических фасадов. Фасад дома Струкова, входящий в состав комплекса, был тщательно отреставрирован.

В архитектуре этой определенно есть нечто театральное: словно бы, войдя в скромные кулисы, мы оказались затем на яркой сцене; впрочем, представление на ней предназначено исключительно для частного зрителя, что в наше суетное время особенно ценно. Весь комплекс “Театрального дома” стал эдакой шкатулкой с секретом — за чинными внешними стенами прячется нарядный, изысканно прорисованный внутренний мир этого дома, и вся радость, которую испытывают его жители, на дворовых фасадах отразилась наглядно. Прекрасный образец для подражания всем грядущим застройщикам и реставраторам, работающим в Москве. Но еще более ценно то, как идеально этот дом, совмещающий и классику, и модерн, отвечает характеру места и вписывается в район Поварской. Ну и отменное место для жизни, надо полагать.

Визуализация внутреннего двора “Театрального дома” — это около трех тысяч квадратных метров комфортной охраняемой среды.

Визуализация внутреннего двора “Театрального дома” — это около трех тысяч квадратных метров комфортной охраняемой среды.

Лифтовое лобби. В отделке общественных зон дома использован мрамор и считываются мотивы архитектуры ар-деко.

В отделке общественных зон дома использован мрамор и считываются мотивы архитектуры ар-деко. Лифтовое лобби.

Визуализация террасы в одной из верхних квартир дома. Помимо эксплуатируемой крыши, они еще снабжены дымоходами для желающих сделать настоящий камин.

Помимо эксплуатируемой крыши, они еще снабжены дымоходами для желающих сделать настоящий камин. Визуализация террасы в одной из верхних квартир дома.



Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*