«Пятый сезон»: ретроспектива Рене Магритта в Сан-Франциско



В Музее современного искусства Сан-Франциско открылась выставка, рассказывающая о позднем периоде творчества Рене Магритта.

"Мои картины — не сны усыпляющие, а сны пробуждающие", — говорил Рене Магритт, художник, которого кураторы выставки в сан-францисском МОМА назвали "чемпионом тайны в жизни и в искусстве". 

René Magritte, Son of Man, 1964.

René Magritte, Son of Man, 1964.

Он женился на девушке, с которой был знаком с детства, и прожил с ней до конца своих дней, не любил путешествовать и работал так, как работают клерки в офисах: ежедневно, по часам, обязательно делая перерыв на обед.  В отличие от другого прославленного сюрреалиста Сальвадора Дали, превратившего свою жизнь в непрерывный перформанс, Магритт никогда не стремился быть не таким, как все.

René Magritte, The Listening Room, 1952.

René Magritte, The Listening Room, 1952.

Безликим человеком в котелке со знаменитой картины "Сын человеческий". Похоже, что он и чувствовал себя самым обычным человеком, одним из толпы. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы". "Человек в котелке — это господин Посредственность при все своей анонимности.

René Magritte, The Dominion of Light, 1954.

René Magritte, The Dominion of Light, 1954.

Исследователи пытались найти корни его творчества в событиях детства — мать Рене Магритта покончила с собой, когда ему было тринадцать, — но он сам отрицал связь своих картин с подростковыми впечатлениями, заметив как-то, что искусство не подвластно психоанализу, это всегда тайна.

René Magritte, Seasickness, 1948.

René Magritte, Seasickness, 1948.

"Пятый сезон" — это название одной из картин Магритта, созданных в годы немецкой оккупации Бельгии. Выставка "Пятый сезон" в Музее современного искусства Сан-Франциско — очередная попытка разгадать эту тайну, рассмотрев позднее творчество художника с 1943 по 1967 год, — более 70 живописных работ и гуашей. В это время он создает "солнечные", теплые образы, удивляющие даже самых близких его друзей. 

René Magritte, The Happy Donor, 1966.

René Magritte, The Happy Donor, 1966.

Шестидесятые – многочисленными примерами мужчины в котелке, включая "Сына человеческого" (1964) и "Счастливого дарителя" (1966). Пятидесятые годы отмечены работами, в которых вещи приобретают гипертрофированный масштаб, как в "Персональных ценностях", где в спальню с облачными стенами заключены огромная гребенка, бритвенная кисть, бокал и пудреница. В этой картине мужской силуэт — это уже не безликая фигура, а окно в параллельный мир.

René Magritte, The Kiss, 1951.

René Magritte, The Kiss, 1951.

Кураторы надеются, что знатокам выставка позволит открыть в творчестве Рене Магритта новые стороны, а тем, кто встретится с ним впервые, — увидеть мир глазами художника, для которого сюрреализм был реальностью, освобожденной от банального смысла. 

René Magritte, The Invisible World, 1954.

René Magritte, The Invisible World, 1954.

René Magritte, Personal Values, 1952.

René Magritte, Personal Values, 1952.



Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*