Около футбола: 7 футбольных выставок в Москве



Собрали семь выставок про футбол, футболистов и тех, кто будет смотреть чемпионат на диване. Московские музеи и галереи еще до начала чемпионата мира по футболу включились в игру.

“Футбол и не только” в Новой Третьяковке

1.

Футболом художник был увлечен с детства и считал, что игра помогла ему сформировать пластический язык, который принес ему славу. На этой выставке про футбол всего две работы, одна из них — известный рельеф Александра Дейнеки “Футболисты”, созданный в 1955 году. “В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Вот что он рассказывает про то, как родилась его первая картина — “Футбол”. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Писал футбол. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. 

А. А. Дейнека. “Игра в мяч”, холст, масло. 1932.

А. А. “Игра в мяч”, холст, масло. Дейнека. 1932.

Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Наделал десятки рисунков и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. В моем творчестве была удача. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. Спортивная тема была для Дейнеки одной из любимых на протяжении всей жизни, стадион — местом, куда он приходил, чтобы поймать вдохновение.  Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык”.

А. А. Дейнека. “Футболисты”, медь. 1948–1955.

А. А. “Футболисты”, медь. Дейнека. 1948–1955.

“Мяч круглый, поле ровное” на ВДНХ

2.

О прошлом рассказывают фотографии из архивов ТАСС и Московского Мультимедиа Арт Музея; книги и журналы из фондов Российской книжной палаты; коллекция фарфора и лаковой миниатюры на футбольную тематику из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства; коллекции значков и марок из частных собраний и клубных музеев. В павильоне “Карелия” на ВДНХ представлена хроника российского футбола с 1897 по 2018 год, с момента образования сборной команды Российской империи по сегодняшний день. О настоящем напоминает игра в футбол на советских игровых автоматах и игровых приставках плюс специальный проект Федерации киберфутбола России.

“Не всем удалось попасть на матч”. Стадион “Динамо”. 1950. Из собрания МАММ.

Стадион “Динамо”. “Не всем удалось попасть на матч”. Из собрания МАММ. 1950.

“Атакует Эдуард Стрельцов”. 1965. Из собрания МАММ.

1965. “Атакует Эдуард Стрельцов”. Из собрания МАММ.

“Спорт — это искусство” в ИРРИ

3.

Пеле, Лев Яшин, Алексей Хомич, Эдуард Стрельцов, Дмитрий Багрич — на снимках из собрания Института русского реалистического искусства, ММАМ и Центра фотографии имени братьев Люмьер. И опять фотография, на этот раз портретная. Они рассказывают не только о футболе, но и о других видах спорта — хоккее, прыжках в воду, водном поло, боксе. Отдельный блок отдан работам Льва Бородулина, легендарного фотографа “Огонька”, в этом году отмечающего свое 95-летие. Все работы приобретены непосредственно у автора, который с 1973 года живет и работает в Израиле. 

Евгений Волков. “Гол... Лев Яшин”. 1970. МАММ.

“Гол... Евгений Волков. 1970. Лев Яшин”. МАММ.

Борис Кауфман. “Два первых”. 1970-е. Центр фотографии имени братьев Люмьер.

“Два первых”. Борис Кауфман. Центр фотографии имени братьев Люмьер. 1970-е.

“И конечно, футбол!” в Музее Москвы на Зубовском бульваре

4.

У каждого свой путь и своя легенда. Музей Москвы совместно с галерей “Луч” представляет свой взгляд на мир мужского спорта — в живописи художников питерской школы Дениса Егельского, Кирилла Кипяткова и Андрея Крисанова. Андрей Крисанов однажды выменял несколько картин на бас-гитару и работал в группе “Кино”, потом выступал с “Поп-механикой” Сергея Курехина. Денис Егельский окончил Вагановское балетное училище и в далеком 1989 году вместе с Тимуром Новиковым и Георгием Гурьяновым основал Новую академию изящных искусств. Всех троих объединяет любовь к спорту и художественным экспериментам. Кирилл Кипятков имеет синий пояс по карате и занимается академической греблей, футболом, теннисом и беговыми лыжами. Это значит, что на выставке не будет скучно. 

Около футбола: 7 футбольных выставок в Москве

“Мандраж на диване” в “Гараже”

5.

Смысловым центром экспозиции, которая откроется в “Гараже” 8 июня, является знаменитый, крайне провокационный снимок: обнаженный Теллер стоит с бутылкой пива и футбольным мячом на могиле своего отца. У немецкого фотографа Юргена Теллера сложные отношения с футболом. На выставке можно будет увидеть фрагменты знаменитой серии Siegerflieger (2014), получившей название по имени самолета, на котором летает сборная Германии по футболу.  Личная драма фотографа связана с футболом: его отец, жесткий, своевольный человек, игру недолюбливал.

Около футбола: 7 футбольных выставок в Москве

Более ранняя серия Теллера “Голышом на футбольном поле” (2002) посвящена, наоборот, разочарованию: на Кубке мира 2002 года Германия проиграла Бразилии, заняв второе место. Фотограф следит за футболистами вместе со своими друзьями и родными, а в конце сливается с берлинской толпой, чествующей победу свой команды на чемпионате мира 2014 года.

Около футбола: 7 футбольных выставок в Москве

Футбол как путь и футбол как храм в галерее “Триумф”

6, 7.

Галерея “Триумф” подготовила к чемпионату две выставки. Футбол перерос рамки просто игры и стал объектом культа, близкого к религиозному, и философских размышлений о судьбах мира. Автор, основатель берлинского Музея тишины Николай Макаров, пытается найти ответ на вопрос “Куда идет Россия?”, используя поэтический текст Виктора Ерофеева, где четырехсотлетняя история страны представлена как футбольный матч Азии с Европой, который начался при Петре Первом “разбитым окном” и длится до сих пор с неравным счетом. Первая — “История национального футбола”— состоит из серии живописных портретов российских правителей и пейзажей.

Около футбола: 7 футбольных выставок в Москве

Автор взял эпиграфом к выставке цитату из Пьера Паоло Пазолини, который назвал футбол последним священным действием, оставшимся нашему времени. Вторая выставка объединяет работы современного итальянского художника Алекса Фолла, созданные в разные годы. Храм новой религии — натренированное тело, ритуал — собственная дисциплина спортсменов. В своих картинах Алекс Фолла пошёл дальше, создав собственную модель нового культа игроки известнейших команд мира запечатлены с характерными религиозными жестами: католики и православные крестятся, мусульмане склоняются в поклоне.

Около футбола: 7 футбольных выставок в Москве

Около футбола: 7 футбольных выставок в Москве



Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*