История стиля: французский регулярный сад

Укромные средневековые сады , обнесенные высокими стенами , превратились в сложносочиненные структуры с расположенными на разных уровнях террасами , лестницами и скульптурными фонтанами. Эпоха Возрождения радикально изменила не только архитектуру Западной Европы , но и облик окружающих здания садов. Они служили логичным продолжением архитектуры классических вилл , таких , как вилла д’Эсте в Тиволи и вилла Ланте в Витербо. В XVI веке в авангарде садоводческого искусства была Италия , где появились первые регулярные сады — то есть сады с упорядоченной планировкой.

История стиля: французский регулярный сад
Вид на Версальский дворец и сады, 1668. Pierre Patel-the father. National Museum of the Castle, Versailles, France.

Они взяли за основу рационалистскую философию ренессансных садов и дополнили ее тягой к роскоши и великолепию , свойственной королевскому двору. Именно этими эффектными пространствами под открытым небом вдохновлялись французские садовники конца XVI века , в числе которых был Жак Бойсо , суперинтендант королевских садов при Людовике XIII , и Клод Молле , главный садовник Генриха IV , Людовика XIII и молодого Людовика XIV. Чтобы разобраться в его логике , эстетике и законах , мы выделили шесть основополагающих характеристик французского регулярного сада. Так появился новый садовый стиль: Jardin à la française , в котором фанатичная приверженность порядку сочеталась с визуальной экспрессией.

История стиля: французский регулярный сад
Замок Шантийи во Франции.

Масштаб, роскошь, амбиции

Если итальянские садоводы эпохи Возрождения демонстрировали в своих работах & quot ; торжество человека над природой & quot ; , то их последователи из Франции продвинули эту идею дальше. Важной региональной особенностью французских регулярных садов стал их невиданный масштаб , соответствующий амбициям как садовников , так и знатных владельцев поместий. Каждая деталь в садах эпохи барокко была задумана так , чтобы производить неизгладимое впечатление своей роскошью. В своих садах они моделировали & quot ; мир в миниатюре & quot ; , полный технологических изобретений , чудес и сюрпризов и полностью подчинявшийся воле своего властителя.

История стиля: французский регулярный сад
Сад в поместье Во-ле-Виконт.

Позднее Вольтер емко и элегантно описал это событие: & quot ; В 6 часов вечера 17 августа 1661 года Фуке был королем Франции , в 2 часа ночи он стал никем & quot ;. Созданный главным садовником XVII века Андре Ленотром сад в поместье Во-ле-Виконт так поразил Людовика XIV своим великолепием , что после его посещения он принял два решения: арестовать за растрату владельца поместья — министра финансов Николя Фуке , и нанять всю его команду архитекторов для расширения парков Версаля. Король-Солнце не терпел конкуренции: в Версале он создал удивительный регулярный парк , с которым не мог сравниться ни один сад того времени.

История стиля: французский регулярный сад - фото 4Сад в поместье Во-ле-Виконт.

Оптика и перспектива

В ход шли зеркала , которые устанавливали в конце тупиковых аллей , и расписные экраны-обманки. Чтобы визуально увеличить и без того обширные сады , ландшафтные архитекторы использовали оптические иллюзии. В садах Во-Ле-Виконт Ленотр применил прием под названием anamorphosis abscondita: он слегка изменил форму бассейнов с водой , чтобы издалека они казались более крупными. Каналы и пруды служили не просто украшениями: в их зеркальной глади удваивались нужные фрагменты парка.

История стиля: французский регулярный сад - фото 5Сад в поместье Во-ле-Виконт.

Садоводы XVII века буквально лепили свои сады вручную , как из пластилина , искажая перспективу и создавая ощущение , что дорожки и аллеи уходят бесконечно далеко. Аллеи проектировали таким образом , чтобы они становились ýже по мере удаления от центра , а деревьям подстригали верхушки , постепенно понижая их высоту.

История стиля: французский регулярный сад - фото 6Оранжерея Версаля. История стиля: французский регулярный сад - фото 7Сад в поместье Во-ле-Виконт.

Чтобы гости хозяина могли в полной мере оценить многообразие парковых элементов , витиеватый рисунок партеров и общее величие ансамбля , ландшафтные архитекторы проектировали видовые террасы , павильоны и смотровые площадки. Наличие перспективы и эффектных видов было принципиальной составляющей архитектуры регулярных садов. В 1704 году Людовик XIV собственноручно написал подробный гид для гуляющих по Версальскому парку , отметив точки , откуда открываются самые лучшие виды.

История стиля: французский регулярный сад - фото 8Схема Версальского парка.История стиля: французский регулярный сад - фото 9Версальский парк, 18 век. Lambinet Museum, Versailles, France.

Математика как инструмент

Симметрия , строгость геометрических форм , четкая последовательность и упорядоченность казались символами победы человеческого разума над природным хаосом. Создать ландшафтное полотно такого масштаба и сложности садовникам XVII века помогала математика. Симметрия соблюдалась скрупулезно: так , разрабатывая дизайн Во-ле-Виконт , Андре Ленотр проследил , чтобы буквально каждое дерево , узор на клумбе и статуя левой части парка & quot ; отражали & quot ; его правую часть. Планировка регулярного сада обычно представляла из себя решетчатую структуру с центральной осью , расположенной перпендикулярно фасаду основного здания усадьбы.

История стиля: французский регулярный сад - фото 10Сад в поместье Во-ле-Виконт.

Все деревья и кустарники были строго подсчитаны и высажены на нужном расстоянии друг от друга. Несмотря на экспрессивную орнаментацию , в барочных садах не было ни одного случайного элемента. Волюты , овалы и другие узорные элементы на клумбах казались вырезанными скальпелем и ни одна веточка не выбивалась из аккуратно & quot ; причесанных & quot ; изгородей. Листву , ветви и верхушки аккуратно подрезали , а некоторым деревьям придавали формы геометрических фигур , которые выглядели эффектно на фоне подстриженных лужаек.

История стиля: французский регулярный сад - фото 11Версальский парк.

Сад как архитектурный проект

Отличительная черта французских регулярных садов — & quot ; кружевные партеры & quot ; ( parterres de broderie ) — фигурные клумбы с выразительным орнаментом из низких декоративных растений. В XVII веке ландшафтный дизайн воспринимался исключительно в контексте архитектуры , а авторы садов считали себя архитекторами , работы которых продолжают декор здания за его пределами. Их располагали в непосредственной близости от здания — так , чтобы они служили гармоничным дополнением архитектурных украшений при взгляде снаружи и радовали смотрящих из его окон своим прихотливым узором.

История стиля: французский регулярный сад - фото 12Сад в поместье Во-ле-Виконт.История стиля: французский регулярный сад - фото 13Версальский парк.

Он состоял из мысленных комнат: пол в них покрывал узорный цветочный ковер , а элементами интерьера были скульптуры , вазоны , фонтаны и скамейки. В соответствии с этой логикой распределялись и оформлялись и пространства сада. В Версале целых тринадцать таких боскетов , которые украшают не только фонтаны и скульптурные группы , но и архитектурные композиции: амфитеатр в & quot ; Бальном зале & quot ; , мраморная колоннада в одноименном боскете , арочная галерея из шпалеры в боскете & quot ; Энкелад & quot ;. Из кустарников и деревьев формировали боскеты — залы под открытым небом , окруженные стенами из живой изгороди. Каштановый боскет был спроектировал как просторный выставочный зал , для которого Людовик XIV заказал коллекцию античной скульптуры.

История стиля: французский регулярный сад - фото 14Версальский парк.История стиля: французский регулярный сад - фото 15Вход в Версальский лабиринт, 1693. Автор: Jean Cotelle the younger. История стиля: французский регулярный сад - фото 16Версальский парк.

С высоты он казался похожим на невероятный архитектурный макет в масштабе 1:1. Самым необычным было то , что посетители могли не только бродить по этим зеленым & quot ; залам & quot ; , но и обозревать с видовых террас стройную и гармоничную структуру сада целиком.

История стиля: французский регулярный сад - фото 17Версальский парк.

Технологии в регулярном саду

Они помогали разнообразить & quot ; наполнение & quot ; сада и подчеркивали богатство и могущество его владельцев. Многие сады становились площадками для демонстрации новейших достижений науки. Инженеры и механики участвовали в проектировании регулярных парков наравне с садовниками и архитекторами. Геопластика позволяла переносить с места на место большие массы земли и формировать новые элементы ландшафта , а гидрология обеспечивала растения и фонтаны водой. Сложное поэтапное создание гидравлической системы для Версальских садов стало отдельной главой в их истории.

История стиля: французский регулярный сад - фото 18Версальский парк.

Одним из них был близлежащий пруд Клени , воду из которого ( нередко — полностью ) выкачивала огромная водонапорная башня ; позднее строители провели к Версалю канал от реки Бьевр. Проблема Версаля заключалась в его расположении на плато и удаленности от надежных источников воды. Она обеспечивала дворцовые сады водой , взятой из Сены. Но и этого было недостаточно: в 1684 году Людовик XIV построил & quot ; машину Марли & quot ; — сложную гидравлическую систему из четырнадцати гигантских колес и двухсот пятидесяти насосов.

История стиля: французский регулярный сад - фото 19Машина Марли.История стиля: французский регулярный сад - фото 20Машина Марли.

Известные итальянские изобретатели начала XVII века Томмазо и Алессандро Франчини придумывали не только фонтаны , но и машины-автоматы , которые поражали посетителей своими многочастными механизмами. Целые команды инженеров-гидравликов работали в жанре jeux d &# 39 ; eau ( дословно — & quot ; водные игры & quot ; ). Их работы стали украшением садов в королевской резиденции Сен-Жермен-ан-Ле и Люксембургского сада.

История стиля: французский регулярный сад - фото 21Люксембурский сад.

Одной из жемчужин Версаля был Водный театр , спроектированный Франсуа и Пьером Франсин ( сыном и внуком Томмазо Франчини ) и расположенный в одном из боскетов парка. Мастера гидроплазии разработали для фонтанов XVII века целый ассортимент насадок: варьируя их , можно было создать сложные водные инсталляции со струями разной формы. Он выглядел , как бассейн в форме театральной сцены , на ровной глади которого инженеры Людовика XIV показывали фантастические водные шоу.

История стиля: французский регулярный сад - фото 22Водный театр в Версале. История стиля: французский регулярный сад - фото 23Версальский парк.

Универсальность и динамика

По сути это были первые парки развлечений , где можно было устраивать балы ( у Людовика XIV для этого был специальный боскет ) , театральные представления , спортивные соревнования , пикники и фейерверки. На примере садов Во-ле-Виконта и Версаля знатные французы XVII века увидели , что должным образом организованное пространство под открытым небом предоставляет множество возможностей.

История стиля: французский регулярный сад - фото 24Сады Бельведера в Вене.

Несмотря на кажущуюся статику , сады в стиле барокко обладали внутренним драматизмом , были полны сюрпризов и невероятных открытий. Сама прогулка по регулярному саду превращалась в изысканное приключение: оптические иллюзии , искусно спрятанные в боскетах фонтаны и скульптурные композиции , лабиринты , оранжереи , зверинцы и птичники поражали воображение гостей.

История стиля: французский регулярный сад - фото 25Королевский дворец в Казерте.История стиля: французский регулярный сад - фото 26Дворец Шёнбрунн в Вене.

Ленотр осуществил во Франции порядка двадцати проектов , и многие из них послужили образцами для других садово-парковых ансамблей. Не удивительно , что мода на регулярные сады мгновенно распространилась по всей Европе. В их числе — Бельведер и Шёнбрунн в Вене , Бленхейм в Оксфордшире , Нимфенбург в Мюнхене , Казерта в Неаполе и Петергоф , построенный Петром I под впечатлением от посещения Версаля.

История стиля: французский регулярный сад - фото 27Замок Вилландри во Франции.История стиля: французский регулярный сад - фото 28Петергоф.История стиля: французский регулярный сад - фото 29Сад Тюильри.История стиля: французский регулярный сад - фото 30Сад Тюильри.

Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*