И в чем в чем, а в вопросах стиля у них и правда есть право заявить о своем абсолютном первенстве. Итальянцы претендуют на мировое господство еще со времен Римской империи.
В XIV веке толпа разгильдяев и пьяниц, которые по совместительству были гениями, по заказу богатых купцов, объявивших себя аристократами, построила здесь дворцы и храмы, наваяла скульптур и написала живописи, которые полностью определили наши современные представления об эстетике. Флоренция — крошечный городок в Тоскане, который стал колыбелью итальянского Возрождения. Заказчиков звали Медичи. Ребят звали Джотто, Брунеллески, Боттичелли и Микеланджело. Не верите, что процесс шел зажигательно, — читайте искрометные тексты их современника и биографа Джорджо Вазари.
Сладкоголосый толстяк для многих останется лучшим тенором ХХ века, а его облик — добрый морж с неизменным белым платком — стал мемом. Лучано Паваротти на сцене театра Ла Скала — что может быть символичнее для обозначения темы “Италия и музыка”! Ну и Ла Скала — самый снобистский, не особенно красивый, но обладающий лучшей в мире акустикой театр, без успеха на сцене которого не бывает карьеры в опере.
Пицца — лепешка из теста, на которую брошены продукты, что были в доме: еда бедняков, cucina povera, сумевшая тем не менее завоевать весь мир.
Дизайнеры
Дело началось с окончания Второй мировой и стимуляции итальянской экономики по “плану Маршалла” — тогда мелкие фабрики и мастерские получили мощный толчок к развитию и с тех пор не останавливались. Итальянский дизайн — мировой феномен: ни в одной другой стране производству мебели и предметов для дома не отведена столь значительная роль в экономике и формировании ВВП. Опровергнем скептиков: четыре итальянца с этой страницы делают львиную долю мебели на рынке. Скептики шутят, впрочем, что авторы у “итальянского дизайна” в основном иностранцы — всякие Nendo и Вандерсы.
И он, в отличие от большинства коллег, не минималист: умеет делать и постмодернистские предметы, как комод Emmemobili, показывающий мастерство работы краснодеревщиков. Ферруччо Лавиани — один из самых креативных дизайнеров в мире. Это только основные, если что. Его клиенты — Kartell, Foscarini, Flos, De Padova, Moroso, Mito, Piombo, Cassina, Snaidero.
Но иногда он делает свои суперэргономичные и лаконичные вещи для Artemide, Cassina, Driade, Emu, Ernestomeda, Fiam Italia, Flos, Flou, FontanaArte, Foscarini, Molteni & C и Moroso. Родольфо Дордони прочно ассоциируется с вещами бренда Minotti: они сотрудничают уже двадцать лет.
Он, однако, не чурается цвета: пример тому — этот шкаф для Porro. Пьеро Лиссони — главный итальянский минималист, его предметы лаконичны и отличаются отточенностью линий. Работает с Cassina, Flos, Boffi, Kartell, Living Divani, Lema, Cappellini, Poltrona Frau и еще десятком фабрик.
Его конек — диваны и кресла. Антонио Читтерио — главный “хедлайнер” брендов B&B Italia и Maxalto. Но среди клиентов у него есть и другие бренды вроде Flos и Arclinea, и в репертуаре есть все для дома, включая сами дома — Читтерио много строит.
Культура
Да, именно так: в основе всего лежит, конечно, культура Древней Греции, но мир знает и любит ее каноны именно в римской интерпретации, а затем в мотивах Ренессанса. Итальянская культура в разделе архитектуры, скульптуры и живописи — основа культуры мировой, по крайней мере христианской ее части. Современная Италия, впрочем, производит не много культурно значимых вещей. Но помимо великих древностей и классических камней итальянцы внесли свой вклад еще и в попсу, и в кулинарию, и в автопром. Хотя их трешевое телевидение — само по себе культурный феномен.
Вся Венеция превращается в экспозиционное пространство, иногда с гротескными результатами. Венецианская биеннале — самая престижная площадка достижений в области современного искусства и архитектуры (эти темы меняются: в 2018-м, например, год архитектуры).
Ее размер — пять с лишним метров. “Давид” Микеланджело — вероятно, самая знаменитая скульптура в мире. Автору было 29 лет. Сделана в 1504 году из бракованного куска мрамора.
Концерн Fiat основан аж в 1899-м, и вклад их в культуру велик — от съемок в сотнях фильмов вроде The Italian Job (1969) до сотрудничества с автозаводом в Тольятти для создания “Жигулей”. Fiat — прекрасный образчик “народного автомобиля”, доступной и практичной машины “для людей”.
С 1951 года прилипчивые мелодии итальянских композиторов наполняют наши уши благодаря этому конкурсу. Фестиваль в Сан-Ремо — культовое мероприятие для всех любителей попсы.
Тесто, сделанное из воды и муки, становится универсальной базой для примерно миллиона блюд. Паста — величайшее гастрономическое изобретение итальянцев. Просто, дешево, изобретательно и благодаря разнообразию толщины трубочек и рисунков фигурок еще и весьма эстетично.
Всегда чуточку эпатажный — то у него кресло в виде попы, то ваза-пилюля. Фабио Новембре — ярчайший итальянский дизайнер наших дней. При этом Новембре — скорее философ, чем дизайнер: мысль у него часто важнее формы.
Но он и правда такой! Неаполь и его узкие улочки, завешанные сушащимся бельем, — одна из самых стереотипных картинок итальянской жизни.
“Похитители велосипедов” (1948) — фильм, с которого начался итальянский неореализм: черно-белое кино, рассказывающее правдивые и грустные истории о простых людях.
Получилось. Lamborghini — великая марка спортивных авто, которая возникла потому, что ее основатель Ферруччо Ламборгини поссорился с Энцо Феррари и решил утереть ему нос.
Гейзерная кофеварка Moka марки Bialetti — неоценимый вклад итальянцев в дело доставки идеального кофе в каждый дом.
Мода
После долгих лет господства на подиумах французов, которые, будь то Шанель, Диор или Живанши, продвигали прежде всего элегантность, итальянцы взорвали чопорный модный мир вещами одновременно театральными, яркими, как костюмы рок-музыкантов, и близкими реальным людям. Итальянская мода ХХ века — невероятное явление, причем не столько в индустрии производства одежды, сколько в области культуры. Главным в этой истории был, конечно, Джанни Версаче — без его воображения и темперамента не было бы у нас эпохи супермоделей и вообще мир был бы скучнее.
Налет секса и скандальности был даже в платьях, которые Джанни шил для принцессы Дианы. Джанни Версаче заявил о себе в 1978 году, и все вещи его марки — плоть от плоти эпохи глэм-рока, которая плавно переросла в диско.
Сшитые по фигуре, комплиментарные, но отнюдь не простые. Валентино — сторонник “большого стиля”, его лучшими творениями всегда были вечерние платья.
Строгий крой, спокойный цвет и массовый результат — самые отсталые слои населения облачились в его джинсы. Джорджо Армани — “мистер минимализм и практичность”.
Успешно избавились от репутации мастеров треш-одежды с большим лого и теперь продвигают семейные ценности. Доменико Дольче и Стефано Габбана — дуэт, который во главу угла поставил чувственность, не случайно их лицом является Моника Беллуччи.
Кино
Инвестиции в послевоенную экономику позволили построить гигантскую и великолепно оснащенную технически студию Cinecittà (“Город кино”), где охотно снимали свои блокбастеры американцы из Голливуда и где местные режиссеры меняли лицо мирового кинематографа, объединяя приемы неореализма с чисто художественными жестами. Итальянское кино — это еще одна область, обязанная своим бурным развитием “плану Маршалла”. Не будь великих итальянцев 1960-х, не было бы никакого артхауса: они показали, что кино может не только развлекать, но и озадачивать.
Как “Восемь с половиной” (1963). Федерико Феллини снимал фантасмагорические истории о своем внутреннем мире, которые почему-то оказывались универсально значимыми.
Но первую славу ему принес фильм “Рокко и его братья” (1960) — неореалистическая история молодого боксера, рассказанная с оперным романтизмом. Лукино Висконти все знают по роскошному костюмному “Леопарду”.
Франко Дзеффирелли, чей международный успех начался с “Ромео и Джульетты” в 1968-м, снимает самые эффектные и одновременно человечные костюмные фильмы в истории кино, и его глаз и вкус не имеют равных.
Его “Красная пустыня” (1964) это прекрасно иллюстрирует. Микеланджело Антониони — мастер статичного, полного внутреннего драматизма кадра.
Но в начале пути была “Мама Рома” (1962) — реалистическая драма с великой Анной Маньяни. Пьер Паоло Пазолини помнится всем скандальной биографией и столь же скандальными, фантазийными фильмами.
Домашние коллекции модных марок
Вообще-то идея спорная, но в случае с итальянскими брендами работает неплохо — в основном потому, что предметы интерьера повторяют не столько стиль одежды той или иной марки, сколько принцип подбора тканей и тщательность проработки деталей. Итальянцы — люди увлекающиеся, и им близка идея тотального стиля, концепции, при которой если уж ты любишь одежду определенной марки, то тебе и подальше от тела, в интерьере, тоже захочется видеть произведенные ею вещи. Среди итальянских домашних коллекций есть очень привлекательные.
Этот бренд шире замахивается — создает концептуальные пространства вроде музея Fondazione Prada по дизайну Рема Колхаса. Prada не делает домашней коллекции.
Очень цельно. Armani Casa — мебель такая же лаконичная, практичная и сдержанно-роскошная, как одежда бренда.
Roberto Cavalli — тоже цельный бренд: что в одежде, что в мебели эффектный принт, дорогой материал, сексуальные намеки.
Fendi Casa в мебели верен принципам фэшн-бренда: какой бы ни был крой, материал обязан быть роскошным.
В мебели все то же, что и в сумках. Bottega Veneta — это идеальная работа с кожей и скупость дизайна.
С этими качествами и правда стоит делать домашнюю коллекцию. Missoni Home — тут все просто: сила бренда в характерных тканях и ауре уюта.
Рим
Потому что этот город не просто столица — он культурный код мирового уровня. Да, мы отвели Риму отдельную страницу. А Рим — это город живой истории, город легенд и памятников, город значительнее страны, столицей которой он является. Венеция — город-игрушка, Флоренция — город-музей, Милан — город торговли. О нем написаны тысячи книг, сняты тысячи фильмов, но уловить суть его великой красоты все еще никому не удалось.
Римский форум — вероятно, самая зарисованная руина в мире: количество картин и гравюр, на которых он изображен, невозможно сосчитать.
Но нам интересно в сериале другое: супердостоверно снятые интерьеры и сады Ватикана на самом деле выстроены в студии Cinecittà — Ватикан не пустил богохульников снимать в своих стенах. “Молодой папа” Паоло Соррентино — телесенсация 2017 года и лучшая роль Джуда Ло.
Находится она, правда, не в Италии: напомним, что центр Рима — другое государство, Ватикан. Площадь Святого Петра с собором работы Микеланджело и колоннадой Лоренцо Бернини — величайший памятник барокко.
Место всех трех действий оперы — великие римские памятники: церковь Сант-Андреа, палаццо Фарнезе и замок Святого Ангела. “Тоска” Джакомо Пуччини (1900).
И еще
Ни “Галери Лафайет”, ни ГУМ по климатическим причинам не могут себе позволить открытого выхода на площадь. Галерея Виктора Эммануила II в Милане — возможно, самый красивый торговый пассаж XIX века. А пассаж Виктора Эммануила может, и это самый элегантный способ пройтись от Ла Скала до Дуомо.
Например, эта девчушка по дизайну Алессандро Мендини — штопор. Alessi делает посуду и кухонную утварь с человеческим лицом (и в виде забавного зверья) с 1921 года.
Фирменный цвет марки — красный, что несколько пошло, конечно, но все равно эффектно. Ferrari, самый главный гоночный автомобиль всех времен и народов.
При этом на лаврах вообще не почивает — экспериментирует с материалами и цветами и делает вещи на грани искусства и дизайна: всегда очень символичные, будь то диван “Закат в Нью-Йорке”, на котором он сидит на фото, или стол к юбилею объединения Италии. Гаэтано Пеше — безусловный великий патриарх итальянского дизайна.
Лука Никетто — хитрый парень, который умудряется проектировать вещи в скандинавском стиле, но с итальянской чувственностью.
А еще Alfa — официальный автомобиль карабинеров и правительства Италии. Alfa Romeo — гоночная легенда с 1911 года.
Она была написана в 1607 году, и ее появление трудно переоценить: возник жанр, который в XVIII–XIX веках был популярнее, чем сейчас кино. “Орфей” Клаудио Монтеверди официально считается первой в мире оперой.
Сицилия — суровый маленький остров, который отличается нечеловеческой красотой, а местная архитектура, вынужденная лепиться к склонам гор, оказывается весьма своеобразной.
Это образец веризма — “правдивой” оперы. “Сельская честь” (1890) — опера Пьетро Масканьи, действие которой происходит на Сицилии. Герои — крестьяне, в сюжете адюльтер, брошенная беременная невеста и поножовщина.
Перед вами регион Брианца — место, где создается итальянская мебельная промышленность. Посмотрите на эти холмы — красивые, но сильно застроенные. Здесь гордо несется знамя Made in Italy. Именно здесь делаются все те предметы, которыми полны страницы AD. Под каждой из этих грустных индустриальных крыш делается дизайнерская легенда.
Нам важен не столько шопингом, столько дизайн-этажом, где продаются самые стильные аксессуары для дома, и креативными витринами во время Миланского салона. Универмаг Rinascente, сердце торгового Милана.
Алессандро Ла Спада — крайне востребованный и суперкреативный дизайнер, который ухитряется проектировать совершенно безумные вещи, не нарушая законов хорошего вкуса.
Но история двух людей, которые безнадежно любят друг друга в интерьерах старинного римского дома, — одна из самых красивых в мировом кино. “Осажденные” (1998) — не самый известный фильм Бернардо Бертолуччи. И именно кадру из этого фильма место в интерьерном журнале.
Bvlgari — легендарный итальянский ювелирный бренд с итальянским характером: слегка избыточный, всегда чувственный, неизменно эффектный.
Оставить комментарий