В прошлом выпуске рубрики “Гений места” мы показывали лондонский Барбикан, а сегодня расскажем историю одного из удивительных творений Джо Понти — собора Gran Madre di Dio, который сейчас находится в запустении.
Город был основан в VIII веке до н.э. Ажурный, будто бы вырезанный из бумаги собор расположился на краю Европы, в небольшом итальянском городке Таранто. К сожалению, современный Таранто потерял былое величие. как спартанская колония, а вскоре превратился в один из крупнейших центров доримской Европы. А сейчас из-за открытия в нем крупнейшего в Европе сталелитейного завода и вовсе приобрел незавидную репутацию одного из худших и загрязненных городов на земле. Город сильно пострадал во время бомбежек Второй мировой войны.
Выбор Джо Понти как архитектора мог показаться тогда слишком новаторским, но не стоит забывать, что Понти был глубоко верующим человеком и уже разработал к тому времени проекты нескольких церквей в Милане. В 1960-х годах население убедило местного архиепископа Гульельмо Мотолеса, что Таранто нуждается в новом кафедральном соборе, который будет дополнять небольшую базилику XI века в старом городе. Он был так воодушевлен этой возможностью, что почти 3 года – с 1964 года до начала строительства в 1967 году – разрабатывал, пожалуй, самый сложный и оригинальный план здания в своей карьере.
Люблю ее фантастические и торжественные творения, ее изобретательность и абстрактность, ее аллюзии и формы, которые очаровывают наш дух и приводят в восторг наши мысли. "Люблю архитектуру, древнюю и современную. Люблю архитектуру — сцену и поддержку нашей жизни", — одно из высказываний архитектора, характеризующее его подход к работе.
Вместо центральной башни он придумал идею "паруса". На концепцию дизайна Gran Madre di Dio Понти вдохновила морская среда. Сам Понти назвал это "дверью в небо". Получилась своего рода колокольня без колоколов, построенная из двух бетонных стен на расстоянии всего метра, перфорированных вертикальными щелями и шестиугольными отверстиями.
Тройные бронзовые двери ведут в зал, освещенный крошечными шестиугольными окнами. Ступенчатый подиум поднимает собор над площадью. Готические арки здесь заменены треугольными навесами. За рядами скамей для прихожан крыша резко поднимается вверх, затопляя пространство алтаря и хора естественным светом из окна второго этажа. Зона хора окружена двумя часовенками с галереями сверху и тремя уровнями аркад, окрашенными в различные оттенки зеленого. Напольная плитка зеленого цвета символизирует океан. Футуристический крылатый алтарь находится между двумя независимыми колоннами, которые венчают якори – еще одна морская аллюзия.
К сожалению, его "одиночество" длилось недолго. На архивных фотографиях собор можно увидеть стоящим на краю города в окружении полей и оливковых рощ. Хотя проект Понти предполагал наличие пышного сада вокруг, и двери спроектированы так, чтобы "поддерживать" растения, эти планы ни к чему не привели. Рощи давно похоронены под блочными домами, которые окружают собор с трех сторон, а задняя часть выходит на заваленную мусором автостоянку. Интерьеры сохранились довольно хорошо, но фасад собора теперь изрисован граффити.
Оставить комментарий