Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей

Школа в движении. 12 сентября в Музее современного искусства "Гараж" откроется выставка "bauhaus imaginista. Рассказываем о ней и местах, которые нужно посмотреть в Москве, чтобы узнать о Баухаусе чуть больше. Архитекторы-интернационалисты".

Идеологи и руководители Баухауса, (например, архитекторы Вальтер Гропиус, Ханнес Мейер, Людвиг Мис ван дер Роэ) отказывались от избыточности и руководствовались принципами функциональности и общедоступности. Немецкая школа дизайна и архитектуры Баухаус была основана в Веймаре в 1919 году. Именно поэтому среди преподавателей школы числились такие великие художники-авангардисты, как Василий Кандинский и Эль Лисицкий. При этом самым важным принципом Баухауса, сформулированным Гропиусом, было создание нового типа "здания будущего", в котором сливаются в едином образе архитектура, скульптура и живопись.

Ханнес Майер, Ханс Шмидт “Швейцарские градостроители в Советском Союзе”, 1932 год. Брошюра. Архив Института истории и теории архитектуры (GTA)/Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, архив Ханнеса Майера.

Брошюра. Ханнес Майер, Ханс Шмидт “Швейцарские градостроители в Советском Союзе”, 1932 год. Архив Института истории и теории архитектуры (GTA)/Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, архив Ханнеса Майера.

Выставка в "Гараже" показывает, как идеи немецкого Баухауса прижились в СССР и, что еще интереснее, как они повлияли друг на друга. Международный проект музея "Гараж" Bauhaus imaginista исследует то, как идеи Баухауса развивались в различных культурно-политических контекстах. Экспозиция из фотографий, писем, коллажей, манифестов, архитектурных набросков и личных записей построена вокруг историй выпускников и студентов школы, побывавших в Москве в 1930-е вместе с ее вторым директором Ханнесом Майером.

Антонин Урбан “Интерьер гостиной в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 23,5 × 16,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.

Фоторепродукция. Антонин Урбан “Интерьер гостиной в жилом доме”, 1935 год. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар. 23,5 × 16,5 см.

Но самым главным осталась их верность функциональному методу. После выставки идите смотреть на все вживую: в Москве есть несколько реализованных проектов, но признать их не всегда легко — выпускники Баухауса и в том числе один из руководителей школы Ханнес Майер работали в составе проектных организаций, по заданиям и требованиям эпохи.

Антонин Урбан “Интерьер спальни в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 16,5 × 23,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.

Фоторепродукция. Антонин Урбан “Интерьер спальни в жилом доме”, 1935 год. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар. 16,5 × 23,5 см.

Мы поговорили с искусствоведом и научным консультантом проекта Татьяной Эфрусси, которая рассказала нам о том, какие московские места связаны с легендарной немецкой школой.

Школа Баухаус в Дессау.

Школа Баухаус в Дессау.

Станция метро "Аэропорт"

1.

Например, в проектировании станции "Аэропорт" принимал участие венгр Тибор Вайнер, приехавший с Ханнесом Майеров в Москву в 1931 году. 
Московское метро часто называют "музеем под землей", но то, что среди его станций есть работы выпускников Баухауса, знают немногие.

Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей

Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей

Павильон "МОПР" на ВДНХ

2.

Вместе с ним создавала павильон архитектор Фаина Белостоцкая, для которой это была не первая работа на ВНДХ. Над проектом павильона "МОПР" (Международная организация помощи борцам революции) работал выпускник Баухауса, автор ламп в здании Баухауса в Дессау. Само здание существует с 1940 года, но оно было закрыто во время Великой отечественной войны, а в 1954 году в павильоне было принято решение разместить "Физическую культуру и спорт".

Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей

Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей

Индустриальная Академия им.

3. Кагановича (Больница N 59)

Кагановича, но в процессе строительства она была перестроена в больницу. Один из архитекторов Баухауса Филипп Тольцинер брался за проект Академии им. Тольцинер также занимался застройкой первого жилого квартала "соцгородка" Орска на Южном Урале и принимал участие в разработке одного из конкурсных проектов Дворца Советов в Москве.

Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей

Дом Наркомфина

4.

К сожалению, до нашего времени оригинальный цвет стен не сохранился. Цветовое решение для помещений знаменитого Дома Наркомфина создал профессор школы Баухаус Хиннерк Шепер, приглашенный Гинзбургом в 1928 г. "Теплая гамма в основном: потолок — светлая охра, стены — светло-желтые (лимонные). Примерно понять, что за цветовые решения были использованы Шепером, можно только посмотрев архивы Баухауса или книгу Моисея Гинзбурга "Жилище". В результате опыты показали, что теплая гамма пространственно ограничивает объем: холодная же, наоборот, как бы расширяет помещение. Холодная гамма в основном: потолок — голубой (брауншвейг), стены сероватые и зеленоватые. Так в смежных комнатах рядом с холодной гаммой были введены теплые розовые и желтые тона, и наоборот, по соседству с теплой гаммой холодноватые голубые и серые", — писал он. Близкое сосуществование теплой и холодной гамм также обогащает пространственное ощущение, как и наличие двух смежных объемов, контрастирующих своими высотами.

Картинка с вариантом окраски ячеек типа F в доме НКФ взята из “красочного приложения” к журналу “Малярное дело” № 3-4 за 1930 год (журнал был печатным органом “Малярстроя”, нанявшего Шепера).

Картинка с вариантом окраски ячеек типа F в доме НКФ взята из “красочного приложения” к журналу “Малярное дело” № 3-4 за 1930 год (журнал был печатным органом “Малярстроя”, нанявшего Шепера).

Цветовое оформление фасадов здания школы в Дессау. Архив Баухауса.

Архив Баухауса. Цветовое оформление фасадов здания школы в Дессау.

Моторный корпус МАИ

5.

Он, как и Филипп Тольцинер, работал в разных городах России. В середине 1930-х годов над зданием моторного корпуса МАИ в Москве работал немецкий архитектор Конрад Пюшель. Даже сохранились его воспоминания, в которых он рассказывает о методах работы в СССР, где "план должен быть соблюден любой ценой".

МАИ в начале 1950-х. Скульптура парашютистки на фоне моторного корпуса. Фото: Visionary.

Скульптура парашютистки на фоне моторного корпуса. МАИ в начале 1950-х. Фото: Visionary.

Дворец Советов

6.

Дворец Советов так и не был построен, и тем не менее сотрудники Баухауса также представили собственное видение советского проекта. В 1951-56 годах в рамках конкурса на строительство Дворца Советов (одного из самых амбициозных неосуществленных советских проектов) рассматривалось более 250 проектов, среди которых был и самый знаменитый ­­ проект Бориса Иофана со стометровой статуей Владимира Ленина. Перед вами работа бригады Гипровтуза — проектного института, в котором работали баухауусовцы (Филипп Тольцинер, Антонин Урбан, Тибор Вайнер и консультант Ханнес Майер).

Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей

Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей

Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей

Градостроительный план Москвы

7.

Первый руководитель Баухауса Ханнес Майер предложил свое видение столицы СССР, где в центре города он предусмотрел новые площади для демонстраций и 30-этажные небоскребы для ЦК партии и Коминтерна на Красной площади. Еще один нереализованный проект иностранных архитекторов ­— новый градостроительный план Москвы. Небоскребы должны были соединяться "мостом" с залом собраний, откуда можно было бы обозревать демонстрации на новой расширенной площади.

Вам будет интересно

Призраки", где участники смогут попробовать поработать с "нематериальным" в архитектуре с помощью фотографии (теоретические основы современной фотопрактики были во многом заложены в школе Баухаус). Искусствовед Татьяна Эфрусси и архитектурный фотограф и преподаватель школы МАРШ Юрий Пальмин в рамках выставки в "Гараже" запускают воркшоп "Баухаус в России. В некоторых из них постройки сохранились до нашего времени, в других — они перестроены до неузнаваемости или вовсе разрушены, в третьих так ничего и построено. Для участия в проекте будут приглашены жители городов, история которых так или иначе связана с Баухаусом. Итогом работы станет публикация комплекта открыток с фотографиями, которые будут представлены в "Гараже", а также публикация в онлайн-журнале проекта bauhaus imaginista.

Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*