Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Рекордсменом по количеству фильмов, фотосессий именитых фотографов и телепередач, в которых были запечатлены его нетривиальные и фотогеничные пространства, является самый влиятельный архитектор ХХ столетия Джон Эдвард Лотнер. У каждого из нас есть любимые фильмы и любимые актеры, и абсолютно все мы любим красивый антураж в кинематографе.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Архитектурные творения Джона Лотнера многие десятилетия влияли на производство фильмов и их дизайн. В том или ином виде архитектуру можно встретить в любом фильме, но есть особые случаи: когда замысел режиссера требует появления уникальной архитектурной среды, мы обнаруживаем в фильме здания, которые выступают в роли лейтмотива киноленты.

The Schaffer House

Спроектированный Джоном Лотнером в 1949 дом получил одну из главных ролей в фильме “Одинокий мужчина” режиссера Тома Форда. 

Schaffer House by Vikie Lester

Schaffer House by Vikie Lester

Schaffer House by Vikie Lester

Schaffer House by Vikie Lester

Семья Шеффер, для которой Джон Лотнер спроектировал этот дом, вдохновилась этим участком земли, покрытым дубовым лесом, который и задал тон при выборе архитектурного стиля здания: “Мы хотим жить в доме, в котором можно чувствовать себя так, будто мы устроили пикник под дубами”. Дом из стекла и красного дерева, номинированный на звание объекта Всемирного наследия, был построен в пригороде Лос-Анджелеса, в лесопарковой зоне у подножия гор Вердуго.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Это здание во всех смыслах редкая находка — красное дерево, из которого оно построено, растет в Колумбии, и каждый квадратный метр такой древесины будет стоить целое состояние. 

На данный момент дом выставлен на продажу по цене 1 500 000 долларов США. Дом в минималистичном стиле не терпит компромиссов и как нельзя лучше отражает характер главного героя фильма “Одинокий мужчина” — его свободная планировка из стекла и уникальных прозрачных дверей с поворотным механизмом не скрывает хозяина дома от глаз прохожих и является тем местом, где в течение года день за днем можно наблюдать за течением времени сквозь прозрачные стены здания.

“Ресторан Генри” в Помоне

Спроектированный Джоном Лотнером в 1957 году ресторан получил одну из главных ролей в фильме Квентина Тарантино “Криминальное чтиво”. 

Эти здания построены в архитектурном стиле гуги (Googie style), основоположником которого является Джон Лотнер. Кафе, стилизованные под американские придорожные закусочные, сейчас на пике популярности.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Проезжая через Голливуд вместе с известным архитектурным фотографом Юлием Шульманом, он увидел кофейню гуги, спроектированную Джоном Лотнером, после чего впервые упомянул о новом архитектурном стиле в своей статье в 1952 году. Термин “архитектура гуги” был придуман редактором журнала House and Home Дугласом Хаскелем. Стиль гуги, изначально охарактеризованный архитектурным сообществом восточного побережья 50-х годов как поверхностный и вульгарный, впоследствии стал неотъемлемой и узнаваемой по всему миру частью американской культуры.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Здание было спроектировано в 1957 году в Помоне. Ключевой работой Лотнера в жанре гуги был “Ресторан Генри” — именно в нем был исполнен легендарный танец Джона Траволты и Умы Турман из кинофильма “Криминальное чтиво”. Отделка “Ресторана Генри” внутри выглядит не менее футуристично, чем снаружи: выгнутый потолок кафе, сконструированный из сводчатых балок со светильниками многогранной формы, массивные колонны из клееного ламината, чередующиеся с прозрачными стенами, через которые видно улицу. Одной из главных особенностей этого придорожного кафе являлись большая сводчатая крыша, напоминающая перевернутый корпус лодки.

Глазу простого обывателя было сложно понять, где заканчивается одно и начинается другое”. Неудивительно, что критик Алан Хесс в своем бестселлере об архитектурных наследиях Googie Redux пишет: “Пространство кафе и окружающая среда сливались между собой.

The Chemosphere Residence

Спроектированный Джоном Лотнером в 1960 году дом получил одну из главных ролей в фильме “Двойник тела” режиссера Брайана де Пальмы.

Эта фраза является ключевой в описании новаторского дизайна для резиденции Леонарда Дж. Фильм “Двойник тела” именитого режиссера Брайана де Пальмы выходил в прокат со слоганом “You can’t believe everything you see”, что в переводе с английского означает: “Нельзя верить всему, что видишь”. Малина, также известной как Chemosphere.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Резиденция представляла собой стереотипное научное видение будущего, воплощенное в жизнь в 60-х годах. Дом, расположенный в Лос-Анджелесе, был разработан для молодого инженера аэрокосмической промышленности Леонарда Малина в 1960 году. Дом, получивший название Chemosphere и по своей форме похожий на НЛО, парит на высоте 30 футов над землей, а из его окон открывается панорамный вид на Лос-Анджелес. Дизайн здания был самым настоящим инженерным вызовом тех времен из-за его местоположения на склоне сорок пять градусов в подверженном землетрясениям регионе.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Структура резиденции Chemosphere выполнена из стали и древесины. Клиент Лотнера, Леонард Малин, имел небольшой бюджет для строительства дома — всего 30 000 долларов США, поэтому архитектор решил пренебречь стандартными методами строительства зданий тех времен на уклоне в 45 градусов, которые стоили бы ровно половину всего бюджета на постройку резиденции, и спроектировал весь одноэтажный восьмиугольник здания на одной 30-футовой бетонной колонне, оставив естественную окружающую среду нетронутой. Эти материалы выбраны не случайно, ведь дом построен в сейсмически опасной зоне.

The Chemosphere Residence by Julius Shulman Gallery

The Chemosphere Residence by Julius Shulman Gallery

Дизайн дома также сыграл значительную роль в качестве антуража для фильма “Ангелы Чарли”, видеоигре Grand Theft Auto: San Andreas и был спародирован в эпизоде сериала “Симпсоны” как дом Троя Макклюра.  Футуристичная “летающая тарелка” Джона Лотнера, где внутренняя часть дома с оконными проемами по всему полукругу представляет собой одно большое open space пространство, быстро привлекла к себе внимание голливудской киноиндустрии, и с тех пор этот дом многократно появлялся в фильмах, в том числе в “За гранью возможного” (1964) и “Двойник тела” (1984) режиссера Брайана де Пальмы.

Футуристичное здание на склоне холма признано одним из десяти лучших домов в Лос-Анджелесе. Резиденция The Chemosphere — признанная достопримечательность по всему миру.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

The Sheats Goldstein Residence

Спроектированный Джоном Лотнером в 1961 году дом получил одну из главных ролей в фильме “Большой Лебовски” братьев Коэн.

Резиденция Sheats Goldstein, по виду напоминающая пещеру с парящей над ней крышей из треугольных конструкций, бескаркасными стенами из стекла и гостиной с захватывающими дух видами на Лос-Анджелес, спроектированная архитектором Джоном Лотнером в 1963 году для художников Елены и Поля Шитс и выкупленная миллионером и поклонником моды и баскетбола Джеймсом Гольдштейном в 1972 году, не раз была увековечена в поп-культуре.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

В киноленте главный герой встречается в этом доме с Джеки Трихорном, чтобы передать ему деньги. Шедевр американской архитектуры, храм моды и голливудская достопримечательность была запечатлена в культовом фильме братьев Коэн “Большой Лебовски” 1988 года. Более чем за 40 лет этот дом выбирали для своих съемок такие известные фотографы, как Хельмут Ньютон и Патрик Демаршелье, а современный американский художник Джеймс Таррелл воссоздал на территории резиденции инсталляцию из света и пространства Above Horizont.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Это первый случай в истории музея, когда ему был пожертвован объект архитектуры.  В феврале 2016 года Джеймс Гольдштейн сделал исторический жест и передал свою резиденцию с обширной коллекцией таких художников, как Эд Руша, Девайн Валентин, Бернар Венет и Кенни Шарф, Музею искусств округа Лос-Анджелес (LACMA).

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Хочу, чтобы архитектура двигалась в будущее, а не в прошлое. “Я хочу, чтобы люди строили дома, не похожие на то, что было раньше. Он вспомнил свою встречу с Джоном Лотнером в 1979 году во время реставрации здания: “Я никогда не знал, о чем думал великий архитектор, но как только я озвучивал ему свою идею, он в ту же секунду ее подхватывал и генерировал сразу несколько альтернативных способов воплотить ее в жизнь, оставляя за мной право выбора и предлагая воплотить в жизнь именно ту идею, которая больше всего пришлась мне по душе”. Надеюсь, мой дом послужит источником вдохновения”, — пояснил свое решение владелец резиденции Джеймс Гольдштейн.

Garcia House

Спроектированный Джоном Лотнером в 1964 дом сыграл одну из ключевых ролей в клипе британской группы The хх. 

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Одна из героинь клипа, повествующего о взаимоотношениях пяти подростков, живет в особняке, построенном на самом краю обрыва для джазмена Рассела Гарсии. Клип британской группы The xx на песню I Dare You снял режиссер Аласдир Маклиллан, а в роли стилиста выступил бельгийский дизайнер Раф Симонс.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Архитектор Рон Радзинер считает, что этот дом входит в пятерку самых замечательных построек Лос-Анджелеса: “Такие здания и определяют образ города”. Среди жителей Лос-Анджелеса дом знаменит не только местоположением на грани фола, но и необычной дугообразной крышей — сложное пересечение криволинейных поверхностей виртуозно выполнено при помощи гнутых клееных балок.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Он следовал совету своего учителя — не менее знаменитого архитектора Ллойда Райта, не строить на вершине холма, а стараться обыгрывать склон. Дом построен “на холме”, а не “несмотря на холм”, что было одним из принципов Лотнера. Она провела реставрационные работы, а в 2009 году продала его риелтору Фреду Дроушу, который сегодня предлагает всем желающим арендовать знаменитый памятник архитектуры за 35 000 долларов в месяц. В 1998 году дом купила известный нью-йоркский модельер Харриет Селлинг.

The Elrod Residence

Спроектированный Джоном Лотнером в 1968 году дом получил одну из главных ролей в фильме фильме о Джеймсе Бонде “Бриллианты навсегда”. 

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Одна из самых известных работ Джона Лотнера и один из самых архитектурно значимых домов во всем мире Elrod House, построенный для дизайнера Артура Эльрода в 1968 году, расположился на самой вершине холма Саутридж с панорамными видами на гору Сан-Хасинто, гору Сан-Горгонио и долину, в которой он расположен.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Здание из природных материалов, органично вписанное в окружающий ландшафт, монументальность конструкции, футуристический дизайн — все эти составляющие формируют то самое свойство, которое сам Лотнер называет архитектурой вне времени или органической архитектурой. Резиденция в виде “суперсовременной пещеры” стала широко известна по всему миру благодаря роли в фильме о Джеймсе Бонде “Бриллианты навсегда”, в котором Джеймс Бонд сражается с женщинами-убийцами Bambi и Thumper.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Шон Коннери в роли Джеймса Бонда на съемках фильма

Шон Коннери в роли Джеймса Бонда на съемках фильма "Бриллианты навсегда".

Самой внушительной частью этого эффектного строения является гостиная площадью восемнадцать метров в диаметре, увенчанная куполом, состоящим из девяти бетонных лепестков, чередующихся с мансардными окнами. The Elrod Residence демонстрирует в своем воплощении многие архитектурные особенности, свойственные постройкам Джона Лотнера: неброский вход, контрастирующий с нетривиальной отделкой внутри, создает ощущение игры между внутренним и внешним пространствами здания.

Шон Коннери в роли Джеймса Бонда на съемках фильма

Шон Коннери в роли Джеймса Бонда на съемках фильма "Бриллианты навсегда".

Сейчас проект Джона Лотнера The Elrod Residence вновь заставил говорить о себе: дом выставлен на продажу за 14 млн долларов США.

The Lautner House

Дом из красного дерева с отделкой из багака площадью 1200 м² имеет три уровня, которые органично вписаны в ландшафт окружающей среды. Единственное здание, которое не было показано ни в одной киноленте, — это первый самостоятельный проект Джона Лотнера, его собственный дом The Lautner House, построенный в 1939 году. Архитектор прожил там всего два года и больше никогда не проектировал ничего для себя самого. На верхнем уровне расположился внутренний дворик, средний занимают столовая и кухня, а в нижней части дома расположились гостиная и спальня.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Уникальные и смелые архитектурные решения, применяемые Джоном Лотнером, стали основой современного калифорнийского архитектурного стиля и на много десятилетий вперед предвосхитили наш вопрос о том, как будет выглядеть архитектура будущего.

Архитектура Джона Лотнера в кинематографе: 6 проектов

Мои проекты отнюдь не стандартны”, — говорил Джон Эдвард Лотнер. “Всем моим клиентам необходим индивидуальный подход, иначе они бы не обратились ко мне, а просто последовали бы общепризнанным решениям.

Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*